Вторник, 19.06.2018, 03:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Филиппковская начальная общеобразовательная школа"
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Образовательные стандарты


ФГОС НОО

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО

ФГОС ДО

Основные направления развития дошкольного образования:

сравнительный анализ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ  и ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования    впервые  разработан в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в  Российской Федерации» и вступил  в силу с 1 января 2014 года. Разработка  стандарта  велась  с  30  января  2013  года  рабочей  группой ведущих  экспертов  в  сфере  дошкольного  образования  под  руководством директора  Федерального  института  развития  образования  Александра Асмолова. ФГОС  начнет  активно  работать  только  в  10  регионах  страны,  в остальных субъектах РФ ФГОС начнет реализоваться в 2016 году.

В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации» п.6, ст.  2  дается  определение  «Федеральный  государственный  образовательный стандарт  -  совокупность  обязательных  требований  к  образованию определенного  уровня  и  (или)  к  профессии,  специальности  и  направлению подготовки,  утвержденных  федеральным  органом  исполнительной  власти, осуществляющим  функции  по  выработке  государственной  политики  и нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  образования».  Таким образом,  ФГОС  –  это  стандарт  качества  дошкольного  образования.    По словам  Александра  Асмолова  «Стандарт  дошкольного  образования  –  это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

Почему  возникла  необходимость  разработки  ФГОС  для  дошкольных учреждений?  Это  требование  нового  закона  «Об  образовании» — дошкольное  образование  признано  самостоятельным  уровнем  общего образования,  и это  значит,  что  оно  теперь  должно  работать  в соответствии со стандартами,  т.к  все  уровни  образования  стандартизируются.  Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. ФГОС дошкольного образования дает право на получение качественного дошкольного  образования.  В  ФГТ  проблема  качества  дошкольного образования  сужена  до  проблемы  качества  условий  осуществления образовательного  процесса.  Таким  образом,  государство,  общество  и родители воспитанников направляют свои моральные и материальные усилия на  организацию  процесса  образования  дошкольников  вне  зависимости  от достижения результата. ФГОС  выравнивает  дошкольное  образование    с  другими образовательными  системами  непрерывного  образования  Российской Федерации. 

По  данным  мониторинга  состояния  и  развития  системы дошкольного  образования  (мониторинг  проводился  Министерством образования  и  науки  РФ),  на  сегодняшний  день  российское  дошкольное образование  функционирует  в  системе  непрерывного  образования  РФ  по «остаточному  принципу»  обеспечения  всеми  группами  ресурсов  (кадрами, финансами,  нормативными  документами,  программно-методическими комплектами и др.):

-  сеть  дошкольных   учреждений  только  на  60%  по  стране  удовлетворяет потребность населения РФ и, таким образом, не обеспечивает конституционное  право  всех  желающих  граждан  России  на  получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.  Стандарт призван нормативно  обеспечить  государственные  гарантии  равенства  возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования;

-  в финансировании отмечается высокая региональная и муниципальная дифференциация (муниципалитеты, будучи на 80% дотационными, не могут ресурсно  обеспечить  нормальное  функционирование  системы  и, соответственно,  равные  условия  получения  дошкольного  образования  на всей территории РФ);

-  педагогические  работники  системы  дошкольного  образования  России имеют  в  целом  более  низкий  образовательный  уровень,  чем  их  коллеги  из общего  образования  (для  сравнения:  в  системе  дошкольного  образования трудятся около  40%  работников  с  высшим педагогическим образованием,  в системе общего – более 90%);

-  средняя  заработная  плата  педагогов-дошкольников  составляет  лишь 70%  от  средней  заработной  платы  педагогических  работников  системы общего образования;

-  оценка  труда  работников  дошкольного  образования  в  виде награждения  отраслевыми  и  государственными  наградами  осуществляется также  по  остаточному  принципу  как  в  количественном,  так  и  в «качественном»  отношении  (удельный  вес  педагогов  ДОУ,  получивших указанные награды, во много крат меньше, чем их коллег  –  учителей школ;

- педагоги  ДОУ,  официально  не  являясь  работниками  системы  общего образования,  получают  «не  свои»  награды  –  например,  нагрудный  знак «Почетный  работник  общего  образования  РФ»,  звание  «Заслуженный учитель Российской Федерации»).

Разработанные  новые  стандарты  должны  изменить   ситуацию,  т.к.  они  определяют  требования    к   материально-техническим, финансовым и кадровым условиям. ФГОС  преследует цель  создания  равенства возможностей для каждого ребенка  в  получении  качественного  дошкольного  образования.  Специфика дошкольного  возраста  такова,  что  достижения  детей  дошкольного  возраста определяется  не  суммой  конкретных  знаний,  умений  и  навыков,  а совокупностью  личностных  качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.  Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.  Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. В стандартах говорится о том, что  необходим   отказ  от  учебной  модели  в  детском  саду,  т.е.  от  занятий.    

Стандарт  требует  обращения  воспитателей  и  педагогов  к  новым  формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались -  решать поставленные цели и задачи предлагается:

- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.  

Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском  саду  отсутствует  жесткая  предметность,  основу  развития представляет  игра.  Дошкольное  образование  выступает  как  институт социализации  и  индивидуализации  и  не  сводится  к  сфере  услуг.  Основной принцип  этого  документа:  сохранение  уникальности  и  самоценности  дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. Государственный  образовательный  стандарт  регламентирует содержание  образования,  определяя  его  минимум.  Дошкольное  образование стало элементом государственной гарантии. До  сих  пор  к  дошкольному  образованию  предъявлялись  федеральные государственные  требования.  Отличие  в  том,  что  стандарты,  помимо требований  к  структуре  программы  и  условиям  ее  реализации,  содержат  и требования к результатам ее освоения,  это принципиальное новшество.

В новом Федеральном государственном  образовательном  стандарте, для дошкольных учреждений,  четко прописаны требования к:

1)  структуре  основной  образовательной  программы  (в  том  числе соотношению  обязательной  части  основной  образовательной программы и части, формируемой участниками  образовательных отношений) и их объему;

2)   условиям  реализации  основной  образовательной программы,  в том  числе  кадровым,  финансовым,  материально-техническим  и иным условиям;

3)   результатам освоения основной образовательной программы.

Раздел:  требования  к  структуре  основной  образовательной программы.  

 Образовательные  организации  дошкольного  образования  будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы  на  основе  ФГОС    с  учетом  примерных  основных образовательных  программ  дошкольного  образования,  которые разрабатываются  опытными  специалистами  и  будут  размещены  в федеральном реестре. Стандарт  предлагает  внятное  разъяснение  относительно  двух предписанных  законом  частей  образовательной  программы  (п.II.5).  Дело  в  том,  что  закон  требует  различать  в  основной  образовательной программе  «обязательную  часть»  и  «часть,  формируемую  участниками образовательных  отношений»  и  эти  разъяснения  представлены  в  терминах, хорошо знакомым дошкольным педагогам:

- обязательная часть программы – это ее комплексная часть.

-  «часть, формируемая участниками образовательных отношений»  –  это те  парциальные  программы,  которые  педагоги  могут,  как  выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно.

Мера  соотношения  этих  двух  частей  установлена  не  жестко,  а  в  виде диапазона  (60%  и  40%),  в  пределах  которого  каждый  детский  сад  сможет определить более подходящее для себя соотношение (п. II.6).  В  стандартах  определен  порядок  изложения  и  принципы  внутреннего структурирования  всех  разделов  Программы,  т.е.  перечислены  требования  к разделам  основной общеобразовательной программы(п. II.7). Новое то, что основная программа может не включать в себя примерную программу,  а  разрабатываться  самостоятельно  (это  право  определено законом)  и  тогда  она  должна  быть  представлена  развернуто.  Если излюбленная примерная программа будет включена в  федеральный  реестр  – то детский сад сможет просто сослаться на нее, т.е можно будет оформить ее в виде ссылки на соответствующую Примерную программу (п. II.8).  Порядок  изложения  и  принципы  внутреннего  структурирования  всех разделов  Программы  избираются  авторами  с  учетом  предложенной структуры  основной  образовательной  программы  в  соответствии  с  ее спецификой.  Это важный момент, учитывая принципиально разные подходы к  взаимосвязям  содержательного  материала  в  разных  дошкольных программах.

Часть  Программы,  формируемая  участниками  образовательных отношений,   так  же  может  быть  представлена  в  виде  ссылок  на соответствующую  методическую  литературу.  Этот  момент  не  выглядит принципиальным,  но  хоть  как-то  снижает  «бумажное»  давление  на  детские сады.

Еще  одно  новшество,  необходим  дополнительный  раздел  Программы. Этот раздел включает  краткую  презентацию Программы.  Краткая презентация  Программы  должна  быть  ориентирована  на  родителей воспитанников и доступна для ознакомления (п. II.9). 

Необходимо  также  отметить,  что  новый  стандарт  направлен  на снижение  образовательной  нагрузки  на  детей.  В  нем  предусмотрен индивидуальный  подход  к  каждому  ребенку.  Другими  словами,  детей  не будут загонять под одни требования. Решение  задач  развития  детей  будет  происходить  в  пяти образовательных  областях:   социально-коммуникативной,  познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития.  Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить  ребенка  к  школе,  а  школа  -  готовиться  к  ребенку:  вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр.

Центральная  психодидактическая  технология  стандарта  –  это развивающее взаимодействие ребенка  со  взрослыми и сверстниками, а не только  одностороннее  воздействие  на  ребенка.  Разработанный  стандарт  не допускает  переноса  учебно-дисциплинарной  модели  образования  на  жизнь ребенка  дошкольного  возраста.  Дошкольный  ребенок  –  человек  играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через «ворота детской игры». «Это  стандарт,  который  позволяет  услышать  ребенка,  –  сказал  декан факультета  психологии  образования  РГГУ  Николай  Веракса.  –  Раньше  вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка  –  это новое, основное, что было взято за основу данного стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если  мы  не  будем  его  слышать,  не  будет  никакой  любознательности, произвольности  (способности  к  овладению  деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства». Авторы  нового  стандарта  дошкольного  образования  полагают,  что реализация  этого  проекта  позволит  превратить  детские  сады  в  адекватные учреждения  дошкольного  образования,  в  которых  не  будет  погони  за школьными знаниями.

Раздел: условия реализации основных образовательных программ.

Требования  к  психолого-педагогическому  контексту  реализации программы выглядят продуманными, тщательными и системными. Инновационное:  (п.III.4)  в  группе  может  проводиться  оценка  развития детей…педагогом  совместно  с  педагогом-психологом  в  рамках  психолого-педагогической  диагностики (или  мониторинга).    Участие  ребенка  в психолого-педагогической  диагностике  (мониторинге)  допускается  только  с согласия его родителей (законных представителей). Предельная  наполняемость  групп  устанавливается  в  соответствии  с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами  (п. III.5), жаль, что  Совет  Министерства  образования  не  учел  мнения  разработчиков стандартов.   На  дискуссионных  встречах  они   доказывали,  что  на  одного взрослого должно быть не более 15 детей. Требования  к  кадровым  условиям  реализации  основной образовательной  программы  дошкольного  образования.   

В стандарте отражены  и  требования  к  самим  педагогам  дошкольного  образования. Подготовка  воспитателя  обязательно  должна  вестись  с  учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей.  Намечен гуманистический аспект их деятельности.  Ключевая позиция разработанных  стандартов  –  воспитатель  должен  не  только  обладать знаниями,  но  и  уметь  общаться  с  детьми  –  перекликается  с  позициями «Профессионального стандарта педагога». У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы  основные  компетенции,  необходимые  для  создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного  возраста.  Перечисленные  формулировки  (п.  III.6)    выглядят замечательно и вполне отражают как характерные родительские ожидания, от профессии  воспитателя,  так  и  научно-педагогические  представления  о грамотной организации его деятельности. Однако  во  многом  они  не  соответствуют  ни  фактическому  положению дел в большинстве садов, ни той подготовке, которую педагоги получили в институтах и училищах.  В  этом и заключается основная сложность  –  нужно сломать  стереотипы,  ментальность,  которая  была  задана  всей  системой профессиональной подготовки наших воспитателей. «Каждая  группа  должна  непрерывно  сопровождаться  воспитателем  в течение  всего  времени  пребывания  воспитанников»  (п.  III.15.1)  –  это соответствует минимуму кадрового обеспечения сейчас. Также «реализация программы осуществляется иными педагогическими работниками»  (п.  III.15.2)  –  это  лишь  подчеркивает,  что  хоть  какие-то педагоги-специалисты кроме воспитателей «на группе» должны участвовать в реализации образовательной программы.  «В  создании  условий,  необходимых  для  реализации  образовательной программы, принимают  участие  помощники  воспитателя» (п.  III.15.3)  –  т.е. деятельность  помощников  воспитателя  также  должна  рассматриваться  в связи с образованием, а не уходом и присмотром (хотя в полной ли мере или только отчасти – неочевидно из текста).                                                             Перечислены  требования  к  развивающей  предметно-пространственной  среде.  Основными  понятиями  стандарта  являются термины «индивидуализация» и «социализация». На данном этапе развития у ребенка формируется особая позиция к миру: создается его система общения, усваиваются этические нормы, поэтому в дошкольных учреждениях  должна создаваться  специальная  образовательная  среда.  Развивающая  предметно-пространственная  среда  группы  должна  быть  содержательно  насыщенной, трансформируемой,  полифункциональной,  вариативной,  доступной  и безопасной.  Насыщенность  среды  должна  соответствовать  возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Эти  требования  выглядят  действительно  адекватными  позитивным перспективам развития дошкольного образования.

Требования  к материально-техническим условиям реализации основной образовательной  программы  дошкольного  образования  предполагает выполнение СанПин.  В  Требованиях  к  финансовым  условиям  реализации  основной образовательной программы дошкольного образования«Реализация  Программы  требует  от  Организации  осуществления управления  образовательной  деятельностью,  методического  обеспечения реализации  Программы,  ведения  бухгалтерского  учета,  финансово-хозяйственной  и  хозяйственной  деятельности,  необходимого  медицинского сопровождения»  (п.III.15.4)  –    этот  пункт  подчеркивает,  что соответствующие  статьи  расходов  рассматриваются  как  необходимые  для реализации  образовательной  программы,  должны  финансироваться государством и не могут быть переложены на плечи родителей. Четко прописаны в новом стандарте и затраты на пребывание ребенка в детском саду. Государство берет на себя все расходы по образованию детей, оставляя  на  родителей  затраты  на  уход  и  присмотр.  Другими  словами,  при желании  родители  смогут  немного  сэкономить  на  оплате  детского  сада. Например,  если  родители  выберут  кратковременную  форму  пребывания ребенка  в  детском  саду,  которая  включает  в  себя  только  образовательную часть. В этом случае, родителям можно будет вообще не платить за детский сад, поскольку ребенку не нужно будет готовить, убирать и стирать за ним. Так  же  подчеркивается,  что  должны  предусматриваться  расходы, связанные  с  дополнительным  профессиональным  образованием педагогических  работников  по  профилю  их  деятельности  (п.III.20),  главное чтобы эта статься расходов обеспечивалась необходимым финансированием.

 Раздел:    «Требования  к  результатам  освоения  программы…»

Здесь  можно  сказать  о  главном  достоинстве  этого  раздела  –  о  трактовке результатов дошкольного образования как целевых ориентиров. Такая  позиция  соответствует  и  мировому  опыту  нормирования дошкольного образования: не требования к результатам детей, а ориентиры для  взрослых,  которые  они  могут  соотнести  с  реальным  развитием воспитанников. Если  к  целевым  ориентирам  дошкольного  образования  отнести характеристики  личности  ребенка  на  этапе  завершения  дошкольного образования»,  то  по  содержанию  перечень  этих  характеристик  выглядит достаточно  цельно,  в  нем  выделены  не  внешние,  а  те  сущностные  черты, которые не противоречат бесконечной множественности вариантов развития детей-дошкольников.          

Дискуссионной  можно  считать  форму  подачи:  оправдано  ли  целевые ориентиры  представлять  в  виде  «психологического  портрета  идеального ребенка» (это все-таки косвенно настраивает педагогов на то, что их целью является  не  многообразие  раскрытия  личностных  возможностей  детей  –  а приближение к некоему единому идеалу). В  стандарте  дошкольного  образования  четко  прописано,  что  нельзя оценивать  развитие  ребенка,  нужно  оценивать  его  динамику,  т.е.,  верным будет  скорее  оценка  того  вектора  развития,  которым  идет  ребенок,  а  не какого-то  конечного  результата,  которого  необходимо  добиться.  Здесь  речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для  выявления  тех  способов,  с  помощью  которых  педагог  может  дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. При  этом  отмечается,  что  заниматься  этим  может  только  специально подготовленный педагог-психолог и только с согласия родителей. Александр  Асмолов  отметил,  что  новый  стандарт  должен гарантировать  качественное  дошкольное  образование  каждому  ребенку, никакого  тестирования,  аттестации,  проверки  знаний  дошкольника  не будет.

Таким  образом,  разработанный  стандарт  отражает согласованные социально-культурные,  общественно-государственные  ожидания относительно  уровня  дошкольного  образования,  которые,  в  свою  очередь, являются  ориентирами  для  учредителей  дошкольных  Организаций, специалистов  системы  образования,  семей  воспитанников и широкой общественности.

Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014

Приказ Минобрнауки от 28.12.2015 г.

ФГОС НОО ОВЗ

Анкета по обеспечению введения  ФГОС НОО ОВЗ

 

 

 

 

 

  

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz